Тренировочные задания



ТЕМА "ПРИЧАСТИЕ. ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ"
Упражнение 1. Выпишите словосочетания в две колонки: а)с причастиями; б)с прилагательными.
Мокнувший под дождем; плакучая ива; седеющий старик; пенистый поток; бушующее море; шумный поток; цветочная клумба; висячий замок; дремучий лес; темневший горизонт; висящее белье; темная туча; растущий кустарник; спелые ягоды; летучий газ; цветущий сад; спеющий крыжовник; талый снег; текучая жидкость; текущий ручей; шумящий класс.

Упражнение 2. Спишите, определите падеж, выделите окончания у причастий и прилагательных, укажите суффиксы причастий.
Тихой весенней ночи; развесистый высокий дуб; зимним ясным днем; светлого голубого неба; свежим осенним утром; в старом сосновом лесу; в лесной таинственной глуши; по глухой дремучей тайге; под теплым летним дождем; в русской народной песне; красивой мелодией; барсучья нора; птичьих голосов; собачий мех; рыбачьей хаты; рыбачий промысел; лисья шуба; лисий хвост; заячий след; заячьего следа; ребячьи голоса; в дальнюю дорогу; в синем море; рыбачья лодка; охотничьи принадлежности; длинными осенними ночами; под низкими деревьями; у спокойной реки, густая желтеющая рожь; в лучах заходящего солнца; о надвигающейся грозовой туче; у бурлящей горной речонки; об упавшем осеннем листке; расчищенного песчаного берега; нависших свинцовых облаков; высокими растущими деревьями; в синеющем морском просторе; разросшегося колючего куста.

Упражнение 3. Спишите предложения, обозначьте причастные обороты. Выпишите словосочетания «причастие + зависимое слово»
1) Дождь, моросивший весь день, прекратился, облака понемногу рассеялись. 2) Деревья, измученные дождями и ветрами, нежатся на солнце. (Ф. Абрамов). 3)Под сенью многовековых лип, посаженных бог знает когда, укрывались развалины массивного здания, напоминавшего торжественный мавзолей. (В. Пикуль) 4) Суровое северное поморье, долго спавшее под снегом, проснулось под теплыми лучами весеннего солнца и зазеленело... (Д. Мордовцев) 5) Через несколько минут они попали в низкие, следующие друг за другом пещеры, уставленные несметным количеством ящиков. (А. Казанцев) 6) Развалины, едва различимые при свете звезд, встретили нас молчанием.(И. Ефремов) 7) Звук раскатывающейся волной пронесся по долине. (И. Ефремов) 8) Однако надвигающаяся темнота не остановила машин. (А. Казанцев) 9) Хорошо работающая память связана с умением наблюдать, быть внимательным и сосредоточенным. 10) Сад перед домом горел и дымился, весь залитый пожаром зари и потопом дождя.(И. Тургенев)

ТЕМА "ДЕЕПРИЧАСТИЕ. ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ"
Упражнение 1. Перепишите предложения, расставьте и объясните знаки препинания.
1. Прочитав эту книгу я понял какой великий подвиг совершили люди когда впервые пересекли (А,а)тлантический океан. 2.Катя пр..сев на подоконник стала болтать ногами и рассказывать о том как они на прошлой недел(е-и) ездили в Михайловское. 3.Училище Иван всё-таки закончил но не имея таланта к профессии учителя работать в школу не пошел.4.Поставив в вазы искусственные цветы и разложив везде салфетки Фенечка пр..села к столу так как считала что (з-с)делала уже все что нужно. 5.Свердлов пригласил в город искусного архитектора и посоветовавшись с ним решил полностью перестроить центральную площадь. 6.Конечно же весь вечер он провел размышляя о тяжелых последствиях своего поступка.

Упражнение 2. Перепишите предложения, расставьте и объясните знаки препинания.
1.Взяв (пол)кусочка хлеба Оля протянула его братику который сидел возле ее ног. 2.Девч..нка протянула мне (пол)яблока и весело смеясь предложила попробовать. 3.Низко наклонившись и внимательно рассмотрев все я убедился что (пол)лодки занято какими(то) старыми вещами.4.Мы об(?)ездили (пол)Европы сказал он вернувшись наконец(то) домой. 5.Сергей аккуратно сложив вещи в сумку пошел к выходу но вспомнив о телефоне вернулся с (пол)дороги 6.Обегав (пол)Москвы и опросив с помощью жестов многих людей Герасим понял что Муму ему не найти. 7.Иван приехав заметил что (пол)деревни (з-с)горело но (н..)кто (не)знает как именно возник пожар. 8.Иван Иванович подошел к столу и загадочно улыбаясь чему(то) взял в руки (пол)листа почтовой бумаги.

Упражнение 3. Переписать предложения, расставить и объяснить знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах. Объяснить вставленные буквы по теме «О и Ё после шипящих».
1.Маленький зайч..нок выпрыгнув из-под куста бросился бежать. 2. Засмеявшись Катя протянула мне ч..рную тетрадь и я взял её. 3.Диагноз поставленный местным врач..м оказался (не)верным. 4. Поставив цветы в вазу Ольга предложила нам попробовать спелый-пр..спелый крыж..вник. 5.Листья опавшие с деревьев лежали на земле ж..лтым ковром. 6.Эта река теч..т через город построенный пят(?)сот лет назад. 7. Собра(н-нн)ые в лесу ж..луди пошли свиньям.8. Старич..к слегка пр..подняв занавеску выгл..нул в окно и увид..л что идет дождь.9. Девч..нки одетые только в легкие платьица быстро замерзли. 10.Задумавшись я (не)услышал звонка на урок.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

ЦЕРЕМОНИЯ ПРИВЕТСТВИЯ